«Музей для всех! День инклюзии»

2 декабря прошла масштабная Всероссийская акция «Музей для всех! День инклюзии». В этот день люди с инвалидностью, их семьи и все заинтересованные участники смогли принять участие в инклюзивных мероприятиях музеев по всей стране.

инклюзия3.jpg

Сразу после запуска акции мы поговорили с директором по проектам Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ России) Динарой Халиковой и основателем социального проекта «Колесо Обозрения» Натальей Черкасовой о проекте и об инклюзии в музеях на практике.

Как возникла идея организации акции “Музей для всех! День инклюзии”?

Наталья Черкасова: Акция, назначенная на 2 декабря – это завершающий этап проекта «Инклюзивный музей», главная цель которого – популяризация в стране музейных программ, адаптированных для людей с инвалидностью. Посмотрите, сколько мероприятий заявлено в нашей афише: очевидно, что инклюзивные программы есть во многих музеях нашей страны. Но большинству людей – и даже их целевой аудитории – об этом мало что известно. Мы надеемся, что благодаря этой акции множество людей не только узнают об инклюзии, но и признают, что общество уделяет недостаточно внимания вопросам, касающимся людей с особенностями ментального или физического развития.

Есть ли в музеях сейчас какие-либо условия для людей с инвалидностью? Проводили ли вы исследования?

Динара Халикова: Некоторые музеи уже разрабатывают специальные программы для людей с инвалидностью и решают множество других вопросов, один из которых – вопрос физической доступности, о котором сегодня так много говорят. Безусловно, чтобы музей был доступным для всех, необходимо наличие пандусов, поручней, лифтов, парковочных мест, пространства для отдыха и других инфраструктурных условий. Также нужно учитывать и сенсорные особенности потенциальных посетителей, то есть должны быть предусмотрены этикетки и экспликации, написанные шрифтом Брайля, специальные аудио- и видеогиды, тактильные экспонаты и наличие в штате сотрудников, владеющих русским жестовым языком. Не должно быть барьеров, мешающих восприятию информации: нужны четкие указательные знаки, понятные и не перегруженные тексты на экспозиции, а также ориентированные на посетителя материалы, которые помогают ему познакомиться с музеем и его коллекцией.

В той или иной степени, музеи нашей страны развивают эти условия, и Министерство культуры РФ проводит мониторинг состояния дел в государственных и муниципальных музеях. Но эта статистика достаточно условно отражает существующие реалии, так как доступность музеев связана с планомерной и комплексной работой, требующей постоянных корректировок и совершенствования. Дать однозначную оценку крайне сложно, но одно можно сказать точно: к сожалению, полностью доступных для людей с инвалидностью музеев в стране крайне мало. Нам предстоит сделать еще очень многое. Государство стремится оказывать поддержку учреждениям культуры, в частности, реализуя программу «Доступная среда», однако этого оказывается недостаточно. Вот почему музеи и другие культурные институции вынуждены искать дополнительные возможности для развития соответствующих условий.

Говоря о проекте «Инклюзивный музей» (in-museum.ru – прим.), мы хотели бы подчеркнуть, что ключевым фактором является социально-психологический комфорт людей с инвалидностью в музейном пространстве. И в этом направлении музеи могут совершенствоваться уже сейчас. Важно научиться корректно и уважительно взаимодействовать с людьми с инвалидностью, понимая их особенности. Это одна из главнейших задач нашего проекта, для решения которой мы создали серию тематических видеороликов и буклетов с рекомендациями, посвященных принципам этического общения и эффективной работы с людьми с инвалидностью. Эти советы дают базовые знания, с которыми будет полезно ознакомиться любому человеку, а не только специалисту конкретной сферы.

инклюзия2.jpg

Что такое инклюзия в музеях на практике?

Наталья Черкасова: Давайте сначала определим, что такое инклюзия. Это процесс вовлечения людей с инвалидностью в активную общественную и социальную жизнь наравне во всеми. Наша конечная цель – создание общества равных возможностей, в котором каждый сможет использовать образовательные возможности, предоставляемыми различными учреждениями. Для того, чтобы этого достичь, нам нужно очень много работать. Сегодня визит в музей для человека с инвалидностью сопровождается определенными трудностями. К счастью, в некоторых музеях уже созданы инклюзивные отделы, которые занимаются формированием комфортной для всех среды. Такие нововведения требуют немалых средств и, несмотря на то, что далеко не каждое учреждение ими располагает, сотрудники музеев нередко по собственной инициативе помогают людям с особенностями ментального или физического развития. Так, научные работники организуют инклюзивные мероприятия для небольших детских групп, а охранники считают своим долгом помочь человеку на коляске преодолеть ступеньки.
Мы считаем, что личная заинтересованность сотрудников и их участие – это первый шаг к созданию усовершенствованного музейного пространства. Это то, что не требует вложений, и то, что можно делать уже сейчас. Важно, чтобы музеи продолжали развиваться в этом направлении.

Знаете ли вы успешные примеры инклюзивных программ в мире? Вдохновлялись ли вы чьим-то примером?

Динара Халикова: Безусловно, такие примеры существуют. Мы постоянно учимся и черпаем вдохновение в общении с нашими зарубежными коллегами, обмениваемся с ними опытом. Передовые практики демонстрируют музейные специалисты из США, а также из Великобритании, Голландии и других европейских стран. Во многом они уже преодолели тот путь, который мы проходим сейчас, и инклюзия стала для них неотъемлемой частью жизни. В России же до сих пор бытуют стойкие стереотипы и предрассудки в отношении людей с инвалидностью, которые мешают формированию инклюзивной среды. Но осознание, что нам есть, к чему стремиться, лишь придает сил и укрепляет намерение продолжать нашу деятельность.

Хотим отметить, что акция «Музей для всех! День инклюзии» является нашей собственной разработкой, аналогов которой мы не знаем. Уверены, что это достойный опыт, который можно представлять на международном уровне и который может быть заимствован музеями других стран, развивающими инклюзивные программы. Например, нашей обучающей программой заинтересовались коллеги из СНГ.

Чем обусловлен выбор даты – 2 декабря?

Наталья Черкасова: Нам часто задают этот вопрос в связи с тем, что 3 декабря – это Международный день инвалида. Акция «День инклюзии! Музей для всех» никак с ним не связана. Она будет проводиться каждую первую субботу декабря: мы планируем своего рода ежегодное подведение итогов работы над проектом «Инклюзивный музей», который включает в себя не только проведение самой акции, но еще и цикл обучающих мероприятий для сотрудников музеев.

инклюзия.jpg

В чем особенность проведения акции «Музей для всех! День инклюзии»?

Наталья Черкасова: В том, что принять участие в акции смогут все желающие. 2 декабря музеи в разных городах страны будут проводить экскурсии, мастер-классы, конкурсы и тематические игры, ориентированные или адаптированные для людей с инвалидностью. Вместе мы создадим ту жизнерадостную атмосферу, которая позволит участникам общаться, творить и совершать новые открытия.

С какими трудностями вы столкнулись во время подготовки к проведению акции?

Наталья Черкасова: Первое препятствие заключалось в том, что мы не смогли включить в акцию все те музеи, которые еще не работают в направлении инклюзии, но хотят. У нас очень ограниченные ресурсы, и мы не можем помочь всем с подготовкой программ к этому дню. Но мы рассчитывали дать толчок развитию инклюзии, так что появление новых инклюзивных программ после проведения акции – это также одна из наших целей.

Кроме того, у нас в стране пока еще очень низкий уровень понимания сути инклюзии и даже значения этого термина. Об инклюзии часто говорят в связи с реформами, которые осуществляются в системе образования, и для многих само слово уже имеет негативный контекст. Мы можем повлиять на такое отношение к инклюзии. В музеи обычно приходит неслучайная публика, и поэтому мы видим музей как место, где возможна своего рода «инклюзия по интересам».

Вы планируете сделать эту акцию ежегодной. Чем она будет отличаться в следующем году? Есть ли у вас какие-то планы для дальнейшего развития?

Динара Халикова: Да, мы хотим проводить акцию ежегодно и надеемся, что количество ее участников будет расти. Акция является частью социально-образовательного проекта «Инклюзивный музей», поэтому для нас важно, чтобы с каждым годом профессиональные компетенции музейных специалистов в реализации программ для посетителей с инвалидностью расширялись. В этом году мы фокусировались на обучении работе с людьми с особенностями ментального развития. В результате мы видим, как много мероприятий именно для таких посетителей музеи успели разработать ко дню проведения акции. В дальнейшем мы будем проводить углубленное обучение работе с людьми, имеющими другие формы инвалидности. Таким образом нам удастся повысить количество и разнообразие инклюзивных музейных программ.

Этот год является дебютным для акции «Музей для всех! День инклюзии». Мы не стали задавать ей определенную тему, позволив музеям самим выбрать содержание мероприятий и формат взаимодействия со своей аудиторией. Для нас важен тот факт, что благодаря акции люди смогут объединиться ради общей цели – получения равного доступа к культурной жизни. Возможно, следующую акцию мы сделаем тематической, как это происходит в случае с Международным днем музеев, который празднуется 18 мая.

Чье внимание вы хотите привлечь этой акцией?

Динара Халикова: Мы хотим привлечь внимание широкой общественности и рассчитываем, что сможем вовлечь в акцию самых разных участников, ведь без объединения единомышленников реализация идеи музейной инклюзии невозможна.

В первую очередь, необходимо, чтобы сами люди с инвалидностью узнали о доступных для них музейных программах. При этом они и их близкие должны не просто получить информацию, а заинтересоваться, поверить, что музей может быть увлекателен и полезен. Мы взаимодействуем с учреждениями социальной сферы, ресурсными центрами, профильными организациями и фондами, которые оказывают поддержку людям с инвалидностью и стараются рассказать своим подопечным, какие возможности в области творческого развития и самореализации предоставляет им музей.

Конечно же, мы ориентированы и на более широкую публику – на всех посетителей музеев. В обществе равных возможностей не должно быть разделения на «мы» и «они». Музей может стать площадкой естественного и уважительного общения по интересам, независимо от наличия у участников этого общения каких-либо особенностей.

Именно поэтому мы приглашаем принять участие в акции, которая пройдет 2 декабря, всех желающих. Люди смогут не просто посетить какой-либо музей, чтобы приятно и с пользой провести время, но и, тем самым, поучаствовать в очень важном процессе – создании инклюзивного общества. Осознание того, что мы разные, но имеем права и возможности развиваться в едином культурном пространстве, очень важно для его формирования.

Безусловно, настоящего объединения людей в борьбе за инклюзию не произойдет, если музеи не откроют свои двери самым разным сообществам. Мы призываем музейных специалистов создавать и развивать программы с учетом особенностей разных посетителей, расширяя возможности участия в них людей с инвалидностью.

Следует сказать, что многие музеи с большим воодушевлением подхватили нашу идею, желая продемонстрировать свою доступность разной аудитории. Акцию поддержали около 200 музеев, представляющих сотни городов и населенных пунктов нашей страны. Мы надеемся, что благодаря им социальное послание, которое мы несем, будем услышано.

Какой цели вы хотите достичь, проводя эту акцию?

Динара Халикова: Мы хотим, чтобы музеи были открытыми, доступными и комфортными для всех. Акция – не самоцель, а инструмент развития инклюзии в музеях. Необходимо, чтобы все посетители, включая людей с инвалидностью, могли получать знания, общаться и реализовывать свои творческие способности благодаря прикосновению к музеям и тем ценностям, которые они хранят. И, конечно, так должно быть не только в течение одного дня в году, а всегда.

Заглядывая в будущее, мы видим, что музеи способны послужить эталоном для развития инклюзивной среды и в других учреждениях. Но для того, чтобы нам удалось воплотить самые масштабные идеи, необходимо, чтобы общество поддержало их не словом, а делом. Каждый из нас может внести вклад в создание счастливого, равноправного будущего: для этого нужно начать работать над своим отношением к окружающим и научиться понимать и принимать людей, даже если они кажутся совсем не похожими на нас самих.



: 05 декабря 2017

Комментарии

  • "С миру по монетке": весенняя акция в пользу детей с ДЦП
Показать ещё